10 когнитивных искажений, которые влияют на принятие решения
Наш мозг — удивительный орган. Тем не менее даже он часто попадает в ловушки, которые мешают ему принять правильное решение. Это явление называется когнитивным искажением.
Эвристика доступности
Это то, чем часто пользуются маркетологи. Когда вы приходите в магазин, вы скорее всего тянитесь за той пачкой печенья, которую недавно увидели в рекламе по телевизору. Либо, услышав, что знакомый каждый день есть грейпфруты и не толстеет, в спорах о похудении вы будете склонны апеллировать к этому аргументу, даже если информация не подтверждена учеными.
Эффект якоря
Говоря простым языком, эффект якоря — это оценка чего-то, которая основана на информации об изначальной величине. Допустим, пачка молока стоит 200 рублей. Но вскоре на нее появляется скидка, и молоко стоит уже 100 рублей. Из-за когнитивного искажения человеку не особо важно, что и 100 рублей — завышенная цена за пачку молока. Он невольно сравнивает ее с первоначальной ценой. Из-за разницы в стоимости товар приобретает большую ценность в глазах потребителя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему вы так и не смогли похудеть
Эффект слепого пятна
В чужом глазу соринку видим, в своем бревна не разберем. Этот афоризм лучше всего характеризует данное когнитивное искажение.
Стадный эффект
Если все что-то делают, то почему бы мне тоже это не сделать?
Ошибка выжившего
Мы часто опираемся только на информацию, поступившую от «выживших», забыв про другую сторону вопроса. Например, считаем, что начать свой бизнес легко, если мы получали сведения только от успешных людей. Просто неудачливые предпочитают молчать.
Иллюзия новизны
Человек часто предпочитает считать новую информацию приоритетнее старой.
Эффект плацебо
А вы все еще верите, что эти сладкие шарики в гомеопатии помогают от всех болезней?
Эффект страуса
Люди часто игнорируют негативную информацию, предпочитая, подобно страусу, закапывать голову в песок.
Консерватизм мышления
Иногда с нами случается когнитивная ошибка, противоположная иллюзии новизны: старую информацию мы считаем более достоверной. Именно поэтому люди не сразу согласились с тем, что Земля круглая, а не плоская.
Предвзятость подтверждения
Порой мы склонны прислушиваться только к тем данным, которые подтверждают нашу точку зрения. Иной же взгляд игнорируем.
А с какими когнитивными искажениями сталкивались вы? Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях!
Как вам статья?